~Эльфатар~
Дорогая Эстер, однажды чайки вернутся и совьют гнёзда на наших костях.


- Почему вы создали меня?
- Потому что могли.

Когда-то, давным-давно, Ридли Скотт снял фильм, с которого началась история классического сай-фай хоррора и который по качеству и исполнению никому не удалось превзойти. Никому, кроме Кемерона, не удалось подобраться к этому идеалу в достаточной степени. Спустя 30 лет Ридли снова вернулся к теме Чужих. Смог ли он сам повторить свой успех и стоило ли вообще возвращаться? Со времён "Чужого" и "Бегущего по лезвию" Скотт снял много хороших фильмов, но больше ни разу не брался за фантастику. Однако идея снять приквел "Чужого" была у него ещё в конце 90-х и с тех пор много чего пережила, в том числе отказ Кемерона от совместной работы над фильмом. Но главное - она пережила саму себя, когда Скотт решил шагнуть шире и сделать из истории самостоятельный фильм, не имеющий прямого отношения к "Чужому". На мой взгляд, здесь он всё-таки промахнулся.

"Прометей" - отличный фильм. Это зрелищное и очень неглупое кино в духе классического сай-фая, но Ридли стоило всё же определиться, что именно он хочет снять. Получилось и приквел - не приквел, и не до конца самостоятельный фильм. Он одновременно и связан с Чужими, и пытается максимально отойти от оригинальной истории. Ниточка к "Чужому" 79-го года так и тянется через весь фильм, но постоянно обрывается, потому что на её пути появляются нестыковки. Это как во сне, когда снится хорошо знакомое место, но оно выглядит как-то иначе, по-другому. И здесь так же: знакомые декорации, но в них происходит что-то не то. К примеру, зачем было называть планету-спутник LV-223, если она LV-426? Или убивать Жокея в другом месте, хотя он должен был сидеть в кресле? Менять дизайн ксеноморфа, наконец? Боюсь, что кого-то, кто не в теме приквелов и прочего, такой подход может озадачить и показаться бездарным плагиатом. У "Прометея" не получается быть самодостаточным фильмом, как бы ему ни хотелось. К сожалению, это впечатление усиливают слабые персонажи. Они больше похожи на наброски характеров, чем на полноценных героев. Нуми Рапас очень хороша, но её героиня даже на сотую долю не может сравниться с великолепной Рипли. По-настоящему понравился только Девид. Вот тут я в своих ожиданиях нисколько не ошиблась! Фассбендер блистает! И как только у него получается создавать такие яркие и харизматичные образы? Сам по себе он мне не нравится, но на экране очень впечатляет. Теперь Девид, пожалуй, мой любимый репликант в серии "Чужих". Интересно было поймать себя на мысли, что я восхищаюсь теми же качествами робота, которыми Эш восхищался в ксеноморфах %) А вот Терон что там вообще забыла, мне непонятно.


Вместе с тем "Прометей" не очередные кровь-кишки-в-глубоком-космосе - это фильм о вере, о поиске, о дерзости и преданности своему делу. Он затрагивает вечные вопросы о возникновении человека, о том кто мы и зачем здесь, и где должна проходить грань между настоящей и искусственной жизнью. При том "искусственность" представлена с двух этических сторон - генной инженерии и кибернетики. "Потому что могли" - отвечает герой Маршала-Грина роботу Девиду на вопрос, почему мы, люди, его создали. И этот ответ бросает безысходную тень на главный вопрос: почему же эта высшая раса создала нас и почему решила уничтожить? Этих вопросов сюжет не раскрывает, но даёт пищу для размышлений и протягивает ещё одну ниточку - к возможным продолжениям в сторону поиска колыбели жизни.

А ещё "Прометей" очень красивый. Холодный, завораживающий. И я даже молчу о том, что Гигер здесь не мимо проходил. Мрачный и пропитанный враждебностью мир совсем не похож на обитель богов. Открывающая сцена, карта с Землёй в руках Девида и крушение корабля просто незабываемы! Но больше всего меня впечатлила сцена с появлением кресла пилота. Такой катарсис! Когда понимаешь, что это же оно, это оно!


И всё же, после стольких лет работы над сценарием, его можно было сделать лучше. По ходу действия остаётся очень много вопросов. Очевидные дыры фактически сваливают на зрителя необходимость додумывать факты. Придумать заплатку можно каждой дыре - места для фантазии хоть отбавляй - но это ни есть хорошо, это оставляет ощущение недоработанности. И осадок на душе.

Давно я так не терялась в потоке восторга, ностальгии и разочарования одновременно. Сбылась ли мечта? Отчасти. Но как бы там ни было, это прежде всего очень хороший фильм, классическая фантастика, какой сейчас совсем мало. И теперь я могу со спокойной душой идти смотреть фичуретки :3

@темы: кино, сакральное